Комплексная арктическая гидрографическая экспедиция (КАГЭ)
Комплексная арктическая гидрографическая экспедиция (КАГЭ) Предприятия ежегодно в акватории Севморпути выполняет комплексные гидрографические исследования (работы) по съёмке рельефа дна с целью создания благоприятных навигационно-гидрографических условий для судоходства. Основными направлениями работы экспедиции последних лет являются: 1. Площадная съёмка рельефа дна первого этапа Высокоширотной трассы (основной и альтернативной) шириной 2 км для движения крупнотоннажных судов с осадкой до 15 метров. Общий объём работ составляет ~185 тыс. пр. км. Из них обследовано ~68%. 2. Площадная съёмка рельефа дна глубоководных путей в Обской губе и на подходах к ней в Карском море для движения крупнотоннажных судов к порту Сабетта и к терминалу Новопортовского месторождения. Общий объём работ составляет ~119 тыс. пр. км. Из них обследовано ~87%. 3. Площадная съёмка рельефа дна в проливе Санникова и на подходах к нему. Общий объём работ составляет ~348 тыс. пр. км. Из них обследовано ~9%. 4. Контрольная съёмка рельефа дна на лимитирующих участках Енисейского залива, рек Енисей и Колыма. Ежегодный объём работ составляет ~2.7 тыс. пр. км.Для гидрографической съемки рельефа дна в акватории Северного морского пути Предприятием используются гидрографические суда "Петр Котцов", "Григорий Михеев" и "Николай Евгенов". Суда оборудованы современными промерными комплексами на базе многолучевых эхолотов стационарных EM3002, EM2040, EM710 и мобильных SeaBat Т-20Р и SeaBat 8101.
Схема высокоширотной трассы Северного морского пути и рекомендованных путей в Обской губе и на подходах к ней. |
Основные параметры высокоширотной трассы будут реализованы в два этапа:
- на первом этапе - ширина трассы 2 км, минимальная глубина 20 метров;
- на втором этапе - ширина трассы 20 км, минимальная глубина 20 метров.
По мере завершения гидрографических работ отдельные обследованные участки высокоширотной трассы поэтапно объявляется в Извещениях мореплавателям и обозначаются на морских навигационных картах как глубоководные. Объём гидрографических исследований на Высокоширотной трассе ориентировочно составляет на первом этапе более 192 тысяч пр. км, на втором этапе – более 1 632 тысячи пр. км.
В настоящее время обследованы и рекомендованы для плавания следующие глубоководные пути в составе Высокоширотной трассы:
№ точки | Координаты WGS84 | Курс, ° | Ширина обследованного участка,км | Минимальная глубина, м | Объявлено в ИМ, ПРИП | |
---|---|---|---|---|---|---|
Широта | Долгота | |||||
1 | 70°40,00'N | 058°10,00'E | 36,2°-216,2° | 2 | 44,0 | ИМ 3667/16 |
2 | 74°50,00'N | 068°30,00'E | ||||
74,5°-254,5 | 2 | 25,0 | ИМ 3667/16 | |||
3 | 75°45,00'N | 081°30,00'E | ||||
90,0°-270,0 | 2 | 45,6 | ИМ 3667/16 | |||
4 | 75°45,00'N | 084°00,00'E | ||||
56,4°-236,4° | 2 | 27,4 | ИМ 3667/16 | |||
5 | 77°00,00'N | 092°00,00'E | ||||
65,6°-245,6° | 2 | 35,0 | ИМ 3667/16 | |||
6 | 77°30,00'N | 097°00,00'E | ||||
10 | 75°30,00'N | 128°34,00'E | 53,1°-233,1° | 2 | 24,4 | ИМ 3791/16 |
8a | 77°14,83'N | 138°27,52'E | ||||
94,0°-274,0° | 2 | 23,1 | ИМ 3791/16 | |||
10a | 77°11,00'N | 142°36,50'E | ||||
118,9°-298,9° | 2 | 28,6 | ИМ 3795/16 | |||
15 | 75°54,00'N | 152°35,00'E | ||||
132,5°-312,5 | 2 | 22,4 | ИМ 3793/16 | |||
16 | 75°00,00'N | 156°30,00'E | ||||
137,7°-317,7 | 1,4 | 20,9 | ИМ 3792/16 | |||
17 | 71°00,00'N | 169°00,00'E | ||||
11 | 76°44,87'N | 135°30,17'E | 101,5°-281,5 | 2 | 20,6 | - |
12 | 76°36,00'N | 138°40,00'E | ||||
90,0°-270,0 | 2 | 19,4 | ПРИП ВОСТОК 9/16 | |||
13 | 76°36,00'N | 140°00,86'E | ||||
61,3°-241,3° | 2 | 21,0 | ПРИП ВОСТОК 9/16 | |||
14 | 76°42,43'N | 140°51,67'E | ||||
106,2°-286,2 | 2 | 22,0 | ПРИП ВОСТОК 9/16 | |||
15 | 75°54,00'N | 152°35,00'E | ||||
Программа гидрографических работ на Северном морском пути на период с 2019 по 2024 год | ||
В плановый период с 2020 г. по 2024 г. планируется выполнить 319 044 пр.км съёмки рельефа дна, в том числе: 1. Высокоширотная трасса (основная и альтернативная, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) шириной 2 км – 41644 пр.км (выполнение 2020 – 2022 г.г.). 2. Высокоширотная трасса (основная и альтернативная, моря Карское и Лаптевых, пролив Вилькицкого) шириной 2 км - 31 662 пр.км (выполнение 2023 – 2024 г.г.). 3. Пролив Санникова и подходы к нему: рекомендованные пути (действующие и разрабатываемые) шириной 2,8-8,4 км и прилегающие к ним акватории, малоизученные в гидрографическом отношении - 109621 пр.км (выполнение 2020 – 2024 г.г.). 4. Карское море: подходы к Обской губе шириной 2,8 км - 18021 пр.км (выполнение 2021 – 2022 г.г.). 5. Обская губа: рекомендованные пути и прилегающие акватории шириной 2,8-25,0 км - 36 000 пр.км (выполнение 2023 – 2024 г.г.). Таким образом, к 2024-му году будет выполнена значительная часть оптимально необходимого обследования наиболее важных участков морских путей и подходов к ним в акватории СМП, в том числе: 1. Обская губа – обеспечены оптимальные и безопасные для движения крупнотоннажных судов подходы к порту Сабетта, Новопортовскому и Утреннему (Салмановскому) месторождениям. В Карском море будет обеспечен системой новых глубоководных путей безопасный выход крупнотоннажных судов из Обской губы на Высокоширотную трассу и обратно. 2. Будет завершено обследование и установлены глубоководные пути в рамках I-го этапа на всём протяжении основной Высокоширотной трассы и начаты работы по обследованию в рамках II-го этапа с шириной полосы для движения судов 20 км. При этом альтернативная трасса будет обследована только в наиболее сложных для судоходства районах.
Сводные данные по выполняемым Предприятием гидрографическим работам и исследованиям